logo
 
 In English
 Журнал
 Книги
 Контакты
 Партнёры
OPN





 Вход пользователей
Пользователь:

Пароль:


Забыли пароль?

Регистрация
 Поиск

Расширенный поиск
 Счетчики

Rambler's Top100


 Кто активен
4 пользователь(ей) активно (3 пользователь(ей) просматривают Новости)

Участников: 0
Гостей: 4

далее...
№ 8 # 2008

В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ

Галиев Р.Г., Хавкин В.А., Данилов А.М. О задачах российской нефтепереработки
В настоящее время и в ближайшем будущем перед нефтепереработкой России стоят следующие задачи:
– углубление переработки нефти с 71,4% в 2007 до 80–85% к 2015 г.;
– увеличение объёмов переработки нефти и производства товарных нефтепродуктов для внутреннего потребления;
– изменение структуры качества товарных нефтепродуктов с целью обеспечения их соответствия международным нормам;
– достижение независимости от импорта технологий, присадок, катализаторов, необходимых для производства горюче-смазочных материалов современного качества.
Необходимое углубление переработки нефти может быть достигнуто только при условии существенной модернизации действующих нефтеперерабатывающих производств и ввода в строй достаточных мощностей каталитического крекинга и гидрокрекинга. Анализ проектов компаний и опыт предыдущих лет показывают, что запланированных мощностей может оказаться недостаточно. Поэтому на законодательном уровне необходима разработка систем поощрительных мер по развитию углубляющих процессов и одновременно запретительных мер по отношению к организации новых производств с низким уровнем переработки нефти.
По мере углубления переработки могут возникнуть существенные проблемы при производстве и применении топочного мазута, объёмы экспорта которого, вероятно, снизятся.
Выработка светлых нефтепродуктов в настоящее время соответствует структуре сложившегося на российском рынке спроса. Тем не менее, необходимо создание и освоение новых технологий производства высокооктановых компонентов бензина и низкозастывающих малосернистых дизельных топлив с высоким цетановым числом. Во избежание зависимости от зарубежных поставок, необходимо разрабатывать и осваивать отечественные технологии. Для этого необходима государственная поддержка разработчикам и производителям.
Предлагаемые меры могут быть осуществлены в рамках целевой комплексной программы, предусматривающей: разработку новых отечественных технологий, катализаторов и присадок; разработку законодательных мер по поощрению современных технологий углубления переработки нефти; выполнение комплекса мероприятий по созданию отечественной системы сертификации нефтепродуктов, соответствующей мировым стандартам.
(ОАО «ВНИИ НП»)

РЫНОК ПРОДУКТОВ и ТЕХНОЛОГИЙ

Левинбук М.И., Мелинг А.А., Зубер В.И., Смородинская Ж.Я., Павлов М.Л. Разработка новых каталитических систем как возможная альтернатива модернизации реакторно-регенераторного блока установок каталитического крекинга
Осуществляемые в течение многих лет разработки по совершенствованию технологии процесса каталитического крекинга и конструктивному оформлению реакторно-регенераторного блока были направлены на увеличение объемной скорости подачи сырья, массового соотношения катализатор/сырье, а также на сокращение времени контакта сырья и катализатора. Технологические разработки 40–50-х гг. проводились в связи с необходимостью увеличения единичной мощности установок каталитического крекинга, а также тенденцией к утяжелению сырья. Основным условием разработок было сохранение выхода и октанового числа бензиновой фракции.
Появление в начале 60-х гг. микросферических катализаторов для процесса крекинга (ККФ), содержащих цеолит Y, привело к существенному изменению технологии крекинга и позволило перерабатывать остаточное сырье. В 1980-х гг. установки ККФ перешли на использование катализаторов, которые вместо традиционных цеолитов Y в редкоземельной (РЗЭ) форме (мольное отношение SiO2/Al2O3 = 5,0) содержали ультрастабильные цеолиты Y в РЗЭ-форме (SiO2/Al2O3 = 7–17). Это позволило обеспечить повышение октанового числа бензинов, а также увеличить выход легких олефинов (С3-С4) – сырья для нефтехимии и производства высокооктановых добавок к бензинам.
Однако ультрастабильные цеолиты имели меньшую каталитическую активность, что привело к разработке технологий, характеризующихся повышенным соотношением катализатор/сырье и коротким временем контакта катализатора с сырьем (процесс миллисеконд и др.).
Эксплуатируемые в мире установки ККФ в зависимости от аппаратурного оформления процесса различаются по ряду основных параметров, таких как качество сырья, объемная скорость подачи сырья, время контакта катализатора и сырья, соотношение катализатор/сырье. С учетом этих параметров для каждой установки подбирается индивидуальный катализатор, обеспечивающий оптимальный выход целевых продуктов. В отличие от традиционных цеолитов Y, каталитические свойства которых можно варьировать как изменением остаточного содержания Na2O, так и содержанием (РЗЭ)2О3, каталитические свойства ультрастабильных цеолитов Y можно оптимизировать изменением только содержания РЗЭ и мольного соотношения Si/Al в кристаллической решетке цеолита (Na2O в основном удаляется еще до стадии деалюминирования синтезированного цеолита Y – до 0,5% масс. и менее).
Каталитические свойства новой модификации цеолита Y с низким содержанием Al2O3 (цеолит LAY, разработанный в 90-е годы) можно варьировать как мольным соотношением Si/Al и содержанием РЗЭ, так и остаточным содержанием Na2O. Это позволяет с большой точностью осуществлять выбор оптимального катализатора для работы установок c различными параметрами (время контакта, объемная скорость и массовое соотношение катализатор/сырье) при постоянной объемной скорости подачи сырья. Каталитические свойства LAY-цеолита, приготовленного прямым синтезом без использования темплат-агентов и без последующей обработки исходного образца цеолита деалюминированием, были изучены при крекинге н-гексана. Авторы исследовали образцы LAY-цеолитов, характеризующихся мольными соотношениями SiO2/Al2O3 в кристаллической решетке, равными 5,5; 6,0; 6,5. Остаточное содержание Na2O в образцах варьировалось от 1 до 9% масс. На основании результатов исследований для разработки промышленных катализаторов ККФ, содержащих цеолит LAY, предпочтение было отдано образцу с М = 6,0 (удаление Na2O менее 1% масс. не рекомендовано, поскольку при этом отмечалось разрушение кристаллической структуры цеолита).
Цеолиты LAY (М 5,5 и 6,0) вводили в алюмосиликатную матрицу в количестве 20% масс. Полученные образцы катализаторов исследовали при крекинге вакуумного газойля на модифицированной лабораторной установке SCT-MAT. Данный метод позволяет оценивать каталитические свойства при постоянной объемной скорости подачи сырья и изменении остальных параметров в соответствии с условиями эксплуатации промышленных и пилотных установок с лифт-реактором или с циркулирующим между реактором и регенератором катализатором. Полученные результаты свидетельствуют о том, что изменением остаточного содержания Na2O и мольного соотношения SiO2/Al2O3 в цеолите можно достигать максимального выхода бензина (без существенного изменения его октанового числа), регулируя активность цеолитсодержащих катализаторов при различных значениях массового соотношения катализатор/сырье. Таким образом, для каждой конкретной установки ККФ можно быстро подобрать наиболее эффективные катализаторы на основе цеолита LAY, и достичь необходимых результатов без осуществления дорогостоящей модернизации реакторно-регенераторного блока установок крекинга.
(ОАО «Московский НПЗ», МГУ им. Ломоносова, ОАО «Салаватнефтеоргсинтез»)

Варшавский О.М., Сулягин Н.В., Иванов А.М., Желудев С.Г., Толмачева О.С.
Внедрение схемы удаления бензола из риформата на Киришском НПЗ
В современном мире на повестке дня стоит выработка топлив экологического класса Евро-4, в перспективе – Евро-5, требования к которым отражены в «Техническом регламенте». В связи с этим особенно актуальна проблема снижения содержания ароматических углеводородов и бензола в автомобильных бензинах. Нефтепереработке, находящейся под диктатом экологии, предстоит испытание «на разрыв». С одной стороны необходимо иметь высокое октановое число вырабатываемого бензина, с другой – минимум бензола и ароматических углеводородов, которые и определяют октановый уровень. Из всех возможных способов снижения содержания ароматики в бензинах при сохранении их эксплуатационных свойств ООО «ПО «Киришинефтеоргсинтез» пошел по пути извлечения бензола из бензолсодержащей фракции риформата.
Наличие установки ЛГ-35-8/300Б с блоками экстракционного выделения ароматики и ректификационного бензола и толуола определило выбор технологии. В ноябре 2006 г. на установке выделения суммарных ксилолов был введен в работу блок фракционирования риформата, спроектированный ЗАО «ПИРО» на базе неэксплуатируемого узла колонны К-4. Объединенный поток дистиллятной и кубовой фракций, представляющий собой безбензольный продукт, используется в качестве компонента товарных бензинов. Боковой поток (бензолсодержащая фракция) направляется на установку ЛГ-35-8/300Б для извлечения бензола.
Реализованная технология удаления бензола из риформата имеет тройной эффект:
• обеспечена безбензольная сырьевая база для производства автомобильных бензинов, соответствующих классу Евро-4;
• увеличено производство бензола на 19,4 тыс.т/г.;
• повышен октановый потенциал основного компонента бензинов (безбензольная фракция) почти на пункт.
(ООО «КИНЕФ)

ЭКОСТРАНИЦА

Мурыгина В.П., Калюжный С.В. Биорекультивация препаратом-нефтедеструктором «Родер» почв и водной поверхности, загрязненных углеводородами
Отечественный препарат-нефтедеструктор «Родер» состоит из двух активных штаммов родококков, обладающих синергизмом при деградации УВ нефти и характеризующихся липофильной клеточной стенкой. Благодаря таким свойствам препарат способен за две-три обработки снизить концентрацию УВ на почве на 51–90%, а на водной поверхности на 57–99%.

КАЧЕСТВО: ДОКУМЕНТЫ и КОММЕНТАРИИ

Гришин Н.Н., Ечин А.И. О межведомственной комиссии (1968–2008 гг.)

Бунаков Б.М., Первушин А.Н. Добровольная система сертификации автомобильных топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей – система ААИ ГСМ
Функционирующее в России испытательное моторно-стендовое оборудование в ближайшие 2–3 года полностью исчерпает свой ресурс (возраст установок ИКМ-40, ИМ-1, НАМИ-1М – 30–40 лет) и классификация масел по ГОСТ 17479.1 прекратит свое существование. Последствия этого процесса уже реально ощущаются в нашей жизни. Качество масел, вырабатываемых по ГОСТ, остается на недостаточном уровне, а насыщение парка современными автомобилями требует применения моторных масел все более высокого качества. Необходимое расширение ассортимента и существенное повышение качества моторных масел требует активных, скоординированных и грамотных действий, как государственных структур, так и бизнес-сообществ (производителей техники и нефтепродуктов). К сожалению, активность образованной в 2006 г. и недавно ликвидированной государственной структуры – межведомственной комиссии (МВК) по ГСМ оказалось крайне низкой. Учитывая сложившуюся ситуацию, специалистами автомобильной промышленности была разработана Система добровольной сертификации автомобильных ГСМ в рамках Ассоциации автомобильных инженеров – «Система ААИ ГСМ». Эта система взаимодействует с Системой сертификации ГОСТ Р (раздел «Правила проведения работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов»), дополняя и развивая ее…
(ЗАО «НАМИ-ХИМ»)

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕЧАТИ

Обзор инновационных процессов нефтепереработки. По материалам журналов 2007–2008 гг China Petroleum Processing & Petrochemical Technology, Hydrocarbon Processing.
Перевод – Липкин Г.И. (ОАО «ВНИИ НП»)

КОНФЕРЕНЦИИ. СЕМИНАРЫ. ВЫСТАВКИ

Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков / Протокол заседания Правления АНН от 09.10.2008 /
На очередном заседании Правления Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков, состоявшемся в Москве 9 октября 2008 г., были заслушаны доклады:
І. О стратегии размещения новых НПЗ в соответствии с п. 10 протокола совещания у Председателя Правительства РФ В.В. Путина от 11 июля 2008 г. № ВП-П9-10 ПР и п. 5 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства РФ И.И. Сечина от 4 июня 2008 г. № ИС-П9-8 ПР.
ІІ. Об интеграции участников инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности в форме саморегулируемой организации.
ІІІ. О приеме в члены Ассоциации.
В журнале приведена полная версия этих докладов и рекомендации членов правления.



Версия для печати
 Погода и точное время

 Реклама
Форум нефтегаз

Шельф

Нефтегазовый Форум

Уфа

Шины и каучуки

Арктика


 Реклама
Выставка

Выставка

Химия

Полимеры

Топливные присадки 2018

Битумы и ПБВ 2018

kazan

kazan


Журнал «Мир нефтепродуктов. Вестник нефтяных компаний» © 2006-2018