Уважаемые специалисты! Мы рады представить вам третий номер 2020 года.
Модификация низкооктанового бензина для улучшения его эколого-эксплуатационных характеристик
М.Ж. Махмудов, (Бухарский инженерно-технологический институт, Бухара, Республика Узбекистан)
Определена бензолсодержащая фракция низкооктанового бензина. Установлены оптимальные параметры процесса гидроизомеризации в присутствии катализаторов на основе никеля и вольфрама. Представлена методика модификации низкооктанового бензина, производимого нефтеперерабатывающей отраслью для улучшения экологической обстановки окружающей среды и снижения количества ароматических углеводородов в автомобильных бензинах.
Очистка попутного нефтяного газа от сероводорода реагентом «ДАРСАН-Н»
Э. А. Спирина (1), П. В. Сидорок (2), А. Б. Марушкин (1), канд. техн. наук, Л. Н. Короткова (1), канд. хим. наук, А. О. Андрианова (1) (1 — ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» [УГНТУ], г. Уфа; 2 — ООО «Оникс – Самара», г. Самара)
Из-за отсутствия технологии, обеспечивающей эффективную очистку попутного нефтяного газа (ПНГ) от сероводорода в условиях промыслов ряд малодебитных и частично выработанных месторождений эксплуатируются с ограниченной добычей, законсервированы, либо утилизируют газ сжиганием. В работе рассмотрена возможность очистки от сероводорода ПНГ нерегенерируемым реагентом «Дарсан-Н». В ходе промышленных испытаний нейтрализатор cероводорода при удельных соотношениях реагента к сероводороду 8:1, 10:1 и 12:1 по массе подавался в поток попутного нефтяного газа, отводимого со второй ступени сепарации установки предварительного сброса воды. Установлено, что наибольшая эффективность применения реагента достигается при постоянной его циркуляции, интенсивном перемешивании с газом и замене каждые 3-4 часа. В данном случае содержание сероводорода в очищенном газе снижается почти в 500 раз. Полученный в результате очистки продукт взаимодействия реагента с сероводородом может использоваться для обработки закачиваемой в пласт попутно-добываемой воды для снижения биозараженности в системе поддержания пластового давления. Весьма перспективным представляется его применение на полигонах хранения и утилизации твердых бытовых отходов в качестве дезинфектанта продуктов разложения их органической части.
Основные теоретические положения химмотологии
Гришин Н.Н., д-р техн. наук, Середа В.В., д-р техн. наук (ФАУ «25 ГосНИИхиммотологии Минобороны России», г. Москва)
Приведен краткий обзор основных теоретических положений химмотологии и ее практических результатов. Показаны проблемы химмотологии и сформулирована важнейшая из них – дальнейшее развитие собственной теоретической базы.
Сегодня химмотология – одна из относительно молодых прикладных наук, имеющих большое практическое значение, изучающая в качестве основного предмета эксплуатационные свойства ГСМ.
Основным направлением химмотологических исследований является установление устойчивых количественных связей между качеством ГСМ и надежностью работы машин и механизмов, в которых они используются.
Задачи химмотологии условно подразделяют на три группы. Первая из них связана с оптимизацией качества ГСМ, она же включает в себя работы по оценке эффективности путей расширения ресурсов ГСМ за счет альтернативных источников сырья.
Вторая группа задач включает разработку методов оценки эксплуатационных свойств ГСМ. В нее входят также исследования по совершенствованию методов контроля качества ГСМ.
Решение задач третьей группы направлено на повышение эффективности применения ГСМ в технике. Важное место в этой работе занимают теоретические исследования, проводимые сформировавшимися к настоящему времени научными школами: химмотология топлив (включая жидкое ракетное топливо); химмотология смазочных материалов; химмотология технических средств службы горючего.
Лицензирование и сертификация моторных масел в США и Европе
А.В. Иванов, канд. техн. наук (ФАУ «25 ГосНИИхиммотологии Минобороны России», Москва)
На основании первоисточников охарактеризованы «Программа лицензирования и сертификации моторных масел» в США и «Европейская Система управления качеством моторных масел». Приведены условия получения лицензии на продажу моторных масел в США и странах Европы, особенности соответствующих процессов и процедур.
Моделирование работы промышленной установки каталитического крекинга вакуумного газойля из смеси казахстанской и западно-сибирской нефти
Назарова Г. Ю.(1), Ивашкина Е. Н.(1) д-р техн. наук, Иванчина Э. Д.(1) д-р техн. наук, Орешина А. А.(1), Вымятнин Е. К.(1), Калиев Т.А.(2), Попов Р.Д.(1), Антонов А.В.(1), Сейтенова Г.Ж.(2). (1-ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Томск, Россия, 2-Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, Павлодар, Казахстан)
В работе представлены результаты моделирования работы промышленной установки каталитического крекинга, перерабатывающей вакуумный газойль из смеси казахстанской и западно-сибирской нефти. Математическая модель процесса учитывает термодинамические и кинетические закономерности каталитического крекинга высокомолекулярных углеводородов и основана на формализованной схеме превращений с участием групп углеводородов сырья, бензиновой фракции, газа, кокса, а также пропан-пропиленовой и бутан-бутиленовой фракций. Результаты исследований состава сырья и продуктов процесса с применением жидкостно-адсорбционной и газовой хроматографии использованы в ходе решения обратной кинетической задачи, а также при проведении прогнозных расчетов в широком интервале изменения параметров режима, состава сырья и расхода шлама. Применение математической модели процесса каталитического крекинга позволяет комплексно оценить влияние состава сырья и технологических параметров на температуру крекинга, выход и состав продуктов, а также корректировать режимы работы лифт-реактора для увеличения выхода целевого продукта в зависимости от состава сырья. Модель может быть использована для прогнозирования температурного режима работы лифт-реактора с учетом температуры регенерированного катализатора и сырья, кратности циркуляции катализатора и теплового эффекта первичных и вторичных реакций процесса.
Метод исследования стабильности свойств гидравлических жидкостей для авиационной техники
Пименов Ю. М., д-р техн. наук, Поплавский И. В. (Федеральное автономное учреждение «25 Государственный научно-исследовательский институт химмотологии Минобороны России», Москва, Россия)
Предложен оперативный малозатратный метод исследования стабильности вязкости и термоокисляемости гидравлических жидкостей, позволяющий моделировать динамику процессов деградации свойств жидкостей в зависимости от определяющих факторов, устанавливать количественные закономерности влияния состава и условий применения на стабильность жидкостей для гидравлических систем авиационной техники.
Синтез новых хлорпроизводных 1,3-диоксолана и получение на их основе противозадирных присадок
Н. П. Мустафаев, д-р хим. наук, Н. Н. Новоторжина, д-р фил. по химии, Б. И. Мусаева, д-р фил. по химии, М. Р. Сафарова, д-р фил. по химии, Ю. Б. Рамазанова, д-р фил. по химии, И. П. Исмаилов, Е. С. Мустафаева, (Институт химии присадок им. акад. А.М. Кулиева Национальной Академии наук Азербайджана, г. Баку)
На основе α-хлорпропандиола и диалкилкетонов синтезированы 2,2-диметил-4-хлорметил-1,3- диоксоланы.
Конденсацией 2,2-диметил-4-гидроксиметил-1,3-диоксолана с монохлоруксусной кислотой синтезирован 2,2-диметил-4-хлорметилкарбоксиметил-1,3-диоксолан, последний был получен также встречным синтезом взаимодействием α-хлорметилкарбоксиметилпропандиола с диметилкетоном. На основе полученных хлорсодержащих производных 1,3-диоксолана, синтезирован ряд моно- и дисульфидов. Установлено, что они обладают высокими противозадирными свойствами в минеральном трансмиссионном масле АК-15.
На основе гидроксиметилхлорацетамида и 2,2-диметил-4-гидроксиметил-1,3-диоксолана синтезирован 2,2-диметил-4-хлорметилкарбамоилметилоксиметил-1,3-диоксолан, взаимодействием которого с N, N-диэтилдитиокарбаматом получен S(N-2,2-диметил-4-метилоксиметил-1,3-диоксолан) карбамоилметилдиэтилдитиокарбамат.
Показана возможность получения указанного соединения также взаимодействием 2,2-диметил-4-гидроксиметил-1,3-диоксолана и S-гидроксиметилкарбамоилметилдиэтил-дитиокарбамата. Использууемый S-гидроксиметилкарбамоилметилдиэтилдитиокарбомат получен на основе S-карбамоилметилдиэтилдитиокарбамата и параформа в щелочной среде. Выявлено, что S(N-2,2-диметил-4-метилоксиметил-1,3-диоксолан) карбамоилме-тилдиэтилдитиокарбамат обладает высокими противозадирными свойствами в синтетическом эфирном масле (РЕЕ).
Глобальные требования к свойствам и методам испытаний моторных масел для новых двигателей
Золотов В. А., д-р техн. наук (ФАУ «25 ГосНИИ химмотологии Минобороны России», Москва)
Представлена аналитическая информация о состоянии в области разработки и внедрения моторных масел по новым спецификациям для серийных и перспективных автомобильных двигателей за рубежом, а также состоянии разработки новых методов их испытаний.